17 июля 2023 года вступает в силу приказ Минфина России от 06.06.2023 № 88н, фактически расширяющий перечень оснований для проведения проверок соблюдения законодательства о применении ККТ.
На данный момент плановые проверки онлайн-касс налоговой не проводятся, а если к Вам пришли, то это в рамках контроля за соблюдением требований о применении ККТ, на основании данных что вы не применяете кассовый аппарат (например нет данных в ОФД или жалоба от покупателя).
Появились новые основания для проведения внеплановых проверок по ККТ
К числу индикаторов риска, которые послужат основанием для проведения внеплановой проверки ККТ, с 17 июля 2023 года отнесены:
- отсутствие у пользователя ККТ в течение 60 календарных дней сформированных кассовых чеков при наличии зарегистрированной онлайн-кассы;
- доля кассовых чеков коррекции (бланков строгой отчетности коррекции) составляет 30% и более от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней;
- доля кассовых чеков с признаком расчета «Возврат прихода» составляет 30% и более от общего количества кассовых чеков с признаком расчета «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней.
Что касается последнего индикатора риска, то налоговая не сможет его применять в отношении кассовых чеков, сформированных пользователями ККТ, оказывающими услуги ломбардов. Ломбардам не грозит проверка при наличии у них в течение 30 дней 30% чеков с возвратом прихода. Во всех других случаях, если налоговая выявит любой из перечисленных выше признаков или их совокупность, они смогут провести в отношении пользователя ККТ внеплановую проверку (п. 26 постановления Правительства РФ от 28.02.2022 № 272).
Проведение внеплановой проверки ККТ
- В ходе выездной внеплановой проверки инспекторы могут совершать такие контрольные действия, как осмотр, опрос, получение письменных объяснений и истребование документов. Кроме того, в рамках выездной проверки разрешается проводить экспертизу и эксперимент. Выездную проверку могут провести как по месту нахождения налогового органа и пользователя ККТ, так и по месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях, принадлежащих ИП.
- Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, но контролируемое лицо не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки (п. 2.2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ»).
- Общий срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный период не включаются выходные, а также праздничные нерабочие дни. При этом если проверка проводится в отношении субъекта малого бизнеса, то срок ее проведения не может превышать 50 часов. Для микропредприятий предельный срок проверки еще меньше – 15 часов. К микропредприятиям относят организации и ИП со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей. Кроме того, к микропредприятиям приравнены вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП, а также ИП, применяющие исключительно патентную систему налогообложения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
- В отношении пользователей ККТ, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, предельный срок проверки устанавливают отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
- По завершении проверки будет составлен акт проведенного контрольного мероприятия. Если по итогам проверки налоговики выявят нарушение правил применения ККТ, компании выдадут предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения и привлекут ее к административной ответственности.
Ответственность за нарушение правил применения ККТ
Нарушение правил применения ККТ грозит организациям и ИП привлечением к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Величина штрафа зависит от вида допущенного нарушения в сфере применения ККТ. Самые большие штрафы назначаются за неприменение онлайн-касс. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в следующих размерах (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- от ¼ до ½ размера суммы расчета, но не менее 10 000 рублей – для должностных лиц организаций и ИП;
- от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей – для организаций.
- Повторное неприменение ККТ, если сумма расчетов, осуществленных без применения онлайн-кассы, составит 1 млн рублей и более, повлечет в отношении должностных лиц компаний дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. При этом деятельность самих ИП и организаций будет приостановлена на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).
Применение ККТ, которая не соответствует требованиям, грозит административными штрафами в размере (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
- от 1 500 до 3 000 рублей – для должностных лиц организаций и ИП;
- от 5 000 до 10 000 рублей – для организаций.
- Непередача покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности влечет наложение административного штрафа на ИП в размере 2 000 рублей, а на организацию – в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
Выводы о новых правилах
- Многие собственники бизнеса не стремятся оформить сотрудников к себе в штат, а при проведении проверки этот факт вскроется. Так как любая беседа инспектора с кассиром может привести к получению данных первым, о том что человек работает тут например уже не первый месяц и за это могут доначислить налоги и штраф за прошедший период.
- Есть те кто пробивает суммы, но не все. Тут также могут доначислить по среднему за определенный период деятельности. Для этого нужны показания сотрудников и документы на товар от ваших поставщиков за интересующий период.
Это только явные потенциальные штрафы.