Прослеживаемость товаров – что попадает по закон, что предоставлять, размер штрафа

Главная - Новости - Прослеживаемость товаров – что попадает по закон, что предоставлять, размер штрафа
Обратная связь
Я даю согласие на обработку моих персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности. В соотвествии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Что подлежит прослеживаемости

1. Холодильники, морозильники; тепловые насосы.
2. Автопогрузчики; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
3. Бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные.
4. Машины стиральные.
5. Мониторы и проекторы; аппаратура приемная для телевизионной связи.
6. Транспортные средства промышленного назначения; тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций.
7. Коляски детские.
8. Детские сиденья (кресла) безопасности.

Кто будет отчитываться о товаре подлежащем обязательной прослеживаемости

Отчитываться о покупке монитора или холодильника и всего выше перечисленного надо будет не только тем, кто занимается торговлей по своему основному или не очень коду виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но и тем, кто купит эти предметы для своего офиса, ресторана, кафе и т.п.

Документы на покупку придется получать по ЭДО и отчитываться о такой покупке в ИФНС тоже, причем только в электронном виде.

Ответственность за прослеживаемость

1. Непредставление (в т.ч. несвоевременное) в ИФНС отчета об операциях с прослеживаемыми товарами – 1 000 рублей за каждый документ.

2. Не отражение или искажение реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах или в УПД – 1 000 рублей за каждый документ.
При этом компания или ИП будут освобождены от ответственности, если внесут исправление в документ с указанием полных реквизитов до того, как будет истребованы документы в рамках камеральной проверки.

3. Искажение данных в отчете о прослеживаемости – 1 000 рублей за каждй документ.
При этом компания или ИП будут освобождены от ответственности, если представили отчет до того, как ИФНС выявила нарушение.

4. Если компания или ИП использовали не установленный законом способ передачи в ИФНС счетов-фактур или УПД по прослеживаемым товарам, то штраф составит 200 рублей за документ, но не более 100 тыс. рублей.

5. Если оператор ЭДО не представит полученный от налогоплательщиков счет-фактуру, УПД или отчет по прослеживаемым товарам, то ему будет выписан штраф в сумме 1 000 рублей за каждый такой документ.

Ответственность операторов ЭДО (пункт 5) вступит в силу с 1 января 2023 года, а все остальные (пункты 1-4) будут отвечать уже с 1 июля 2022 года.

Сроки введения национальной системы прослеживаемости

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108, от 01.07.2021 № 1109, от 01.07.2021 № 1110, которые устанавливают порядок представления в налоговый орган отчетов об операциях с прослеживаемыми товарами и документов с реквизитами сделок с этими товарами. Постановления вступили в силу со дня опубликования.

Национальная система прослеживаемости – это часть единой системы прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза. Соглашение о механизме прослеживаемости товаров вступило в силу 3 февраля 2021 года.

Соглашение предполагает создание двух сегментов системы:
• внешний (наднациональный) обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-участниками ЕАЭС прослеживаемого товара;
• национальный обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-участников ЕАЭС.

Соглашение предусматривает проведение с 2022 года пилотного проекта внешнего (наднационального) сегмента. Это позволит установить сквозной контроль прослеживаемых товаров на рынках ЕАЭС и создаст условия, препятствующие включению в оборот контрафакта и контрабанды. Таким образом, процессы ценообразования при импорте товаров и дальнейшей реализации товаров на территории Российской Федерации станут прозрачными, что поможет сформировать добросовестную конкурентную среду.

Механизм прослеживаемости базируется на электронном документообороте и существующих бизнес-процессах налогоплательщиков и не требует физической маркировки товаров.

На основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней формируется регистрационный номер партии товаров – РНПТ.

Этот номер вместе с количеством товаров (единицы измерения перечислены в постановлении) указывается в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, декларации по НДС, а также в специальной отчетности по прослеживаемости: в уведомлениях о ввозе товаров из ЕАЭС, перемещении товаров в ЕАЭС и об их остатках, а также в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В рамках апробации национальной системы прослеживаемости с 1 июля 2019 года проводился эксперимент, в котором приняли добровольное участие все желающие организации, в том числе крупнейшие импортеры и ритейлеры.

На всех стадиях разработки и согласования проектов постановлений привлекались представители различных бизнес-сообществ, ведущие разработчики бухгалтерских учетных систем и операторы электронного документооборота.

Кроме того, по просьбе бизнес-сообщества установлен переходный период – не менее одного года, в течение которого налогоплательщики смогут адаптировать и доработать свои учетные системы. В этот период за некорректное применение положений законодательства о национальной системе прослеживаемости меры ответственности не предусмотрены.